CForum.ru пополнился записью выступления Дениса Ночевнова, начальника департамента по новым технологиям и проектам, "МегаФон", посвященного теме внедрения технологии WAP-клик и развитию WAP-портала оператора.
WAP-клик
Мне было интересно в начале ноября подробнее узнать о том, что "МегаФон" не продает мобильный контент, а лишь осуществляет тарификацию доступа к тем или иным интернет-адресам, по-прежнему выполняя лишь функцию транспорта, органично свойственную всем операторам. По мнению компании, только такая схема работы оператора на рынке контента максимально защищена законодательно.
Тарифицируя не контент, а доступ к группе url-адресов на своем портале, "МегаФон" имеет возможность указывать цены на такой доступ в своих бумажных прайс-листах, а это также, по мнению компании, важно или даже обязательно, чтобы не иметь проблем с законом. По той же и ряду других причин оператор осуществляет тарификацию даже партнерских проектов на своем портале. Да и в целом пока что продвигает свой WAP-портал, как операторский продукт.
Еще одна интересная деталь - в ближайшем будущем возможно появление проектов, интегрирующих WAP-клик и SMS-based услуги, а также WAP-клик и iVR.
Появился новый раздел "Словник". Это словарь по мобильному контенту, адресованный прежде всего тем, кто хотел бы разобраться в теме в целом (читая статью за статьей), или тем, кто хочет понять "что это такое" - мобильный контент, например, уточнить тот или иной используемый термин. Словарь пока совсем невелик - всего пара десятков терминов, так что если у отдельных компаний или специалистов будет желание поучаствовать в проекте, написать ту или иную словарную статью - присылайте, будем рады и признательны.
Новости недели заставили не раз задуматься о трех темах: мобильный маркетинг, брендированный контент, тяжелый контент.
Мобильный маркетинг. Этот рынок почему-то принято оценивать достаточно скромными цифрами - $15-20 млн в 2007 году. В то же время, сообщения о проведении тех или иных акций ММ для очень звучных брендов, приходят уже несколько раз в неделю. Начинаю склоняться к тому, что рынок недооценен и может оказаться большим по объему, а значит, будет и соответствующее к нему отношение, конкуренция. Только в последние дни о своих ММ-акциях объявляли i-Free (для Stella Artois, CForum, 2006-11-24), "Стримлайн" (для Mild Seven, CForum, 2006-11-23), Brand Mobile (для NovaRing, CForum, 2006-11-23). Ради интереса порылся на сайте и обнаружил, что только пивных брендов, которые хотя бы попробовали ММ, уже около десятка, причем некоторые уже попробовали ММ с разными участниками рынка.
Бренды
Партнер на рынке контента
Bavaria
"АйТиКом"+ IMS marketing
Carlsberg
"Информ-мобил"
Foster's Sobranie
i-Free
Stella Artois
i-Free
"Букет Чувашии"
SMSPlay
"Москва-Эфес"
"Агрегатор"
"Невское"
INFON
"Речицкое"
"Стримлайн"
"Рифей"
"ЛучшеNET"
"Сибирская корона"
i-Free ; A1
"Т"
i-Free ; А1
Но пиво - это только часть FMCG, поэтому нельзя забывать и о других "пробах", в которых только в наших новостях "засветились": Chupa Chups, Coca Cola, Gilette, Flash, Kodak, Lay's, Maestro de Oliva, Pall Mall, Reebok, Universal Pictures, Wrigleys. Список, разумеется, неполный и может быть продолжен. Есть рынок, есть возможность зарабатывать!
Активисты движения, как можно видеть - это Brand Mobile, i-Free, с недавних пор - A1, "ЛучшеNET", "Стримлайн" и другие. Активно занимался темой Sibius, но, похоже, компания из бизнеса выходит.
Брендированный контент. Как мы и предсказывали еще пару лет назад, безымянные игрушки и картинки практически уступили поле боя продуктам, создаваемых под зонтиком того или иного бренда.
Важно отметить, что и владельцы брендов со своей стороны озаботились темой сотрудничества с активистами рынка контента - уже и тендеры предлагают проводить, чтобы выбрать - кому Java-игру "по мотивам" доверить
Пикунова Елена, "Необходимость проведения тендеров на создание java-игр по кинолицензиям", руководитель отдела IT-проектов, "Централ Партнершип",II Международный Саммит "Wireless Content & DRM - 2006", 8.11.2006
и заранее продумывают, как и что можно "выжать" из рынка мобильного контента применительно к создаваемым "раскрученным" продуктам в мире шоу-бизнеса
Романенко Роман, "Мобильный контент в фильмах и сериалах. Роль "АМЕДИА" на рынке контент-услуг", директор отдела интерактивных сервисов, "АМЕДИА", III Mobile VAS Conference, 16.11.2006
Тяжелый контент. Несмотря на запретительные (по-моему) тарифы операторов, тяжелый контент пробивает себе дорогу. Народ хочет радио и видео. Разумеется, речь пока не о массовом рынке, в плане пользования, но пока что операторы, скованные скромными возможностями сетей 2G/2.5G рады и спросу новаторов, с которых можно брать больше денег за Мб. И берут! - "МегаФон Северо-Запад" предлагает слушать интернет-радио по мобильному телефону - Абоненты переходят на тяжелый контент - Наталья Потапова, "Вымпелком", "Основные каналы покупки контента пользователями сотовой связи" Уверен, что как только появятся сети 3G/HSPA в Москве и С.Петербурге, в 2007-2008 годах, операторы смогут снизить цены на трафик данных (благо у них появятся соответствующие емкости), и существенно расширить рынок. А народ подтянется, уже сегодня нередко замечаю, как молодежь в метро смотрит видеоролики, записанные камерой мобильника, на экранах мобильников. Смотрят вдвоем, передают друг-другу, чтобы посмотрели друзья, соответственно, у них есть желание потреблять хороший готовый видеоконтент и/или создавать свой собственный UGC. Это потенциал для роста доходов оператора и партнеров, если цены перестанут быть запретительными, а скорости обмена данными повысятся. Это если говорить про видео.
А про музыку (.mp3) и говорить нечего, ее бы и сейчас через сети сотовой связи потребляли бы больше, если бы скачивание стоило меньше. Но сегодняшние емкости оператор и так умеет продавать неплохо - здесь фактором, который может побудить к снижению цен на трафик могут стать разве что альтернативные способы доступа к услугам - тот же Wi-Fi, если кто-то все же вложится в крупный проект в Москве, например. Рискну предположить, что наибоее дальновидные операторы, возможно, захотят "прикормить" потенциальную аудиторию и придумают что-то для потребителей "тяжелого контента" уже сегодня, в рамках 2G/2.5G. Это будут или "пакеты" (с предвключенным трафиком какого-то значительного объема) или опции бесплатного скачивания "тяжелого" контента, доходы от реализации которого, приходящиеся на долю оператора, с лихвой покроют себестоимость трафика. Скажем, в случае с DRM, где абоненту могут предлагать купить разовое прослушивание, трафик просто обязан быть бесплатным (или очень дешевым), иначе схема не будет работать.
А еще можно отвлечься от темы сотовой связи и посмотреть на цены интернет-трафика в фиксированных сетях. Скорости неуклонно растут, а цена за Мб неуклонно падает. Это правило не может не действовать и в сотовом секторе, пусть и с некоторым лагом.