Кинохалява
Ольга ФЕДИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»
Фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» вышел на большие экраны 26 июня, а 28 июня его уже можно было посмотреть в так называемом онлайн-кинотеатре CinemaxX. За неделю он собрал 56 тысяч просмотров.
Билет онлайн
В Рунете существуют сотни сайтов, на которых совершенно бесплатно можно посмотреть фильмы, едва вышедшие в прокат. Владельцы подобных ресурсов уверены, что ничего противозаконного они не делают, а только предоставляют видео «для ознакомительного просмотра». При этом правообладатели пока закрывают глаза на прямые нарушения собственных авторских прав. «Сами правообладатели не в силах бороться с тысячами сайтов, на которых хранится их ворованный контент, а государство в лице законодателей с трудом определяется с малопонятной технической терминологией, без формализации которой пиратов под статью не подвести», -- считает руководитель юридического отдела компании «ИКС-Медиа» (предоставляет мультимедийные данные через Интернет) Павел Гольченко.
Пользователи, естественно, довольны: они скачивают пиратские копии фильмов, даже не думая, что нарушают тем самым закон. Как правило, киноколлекция пиратского сайта насчитывает несколько тысяч фильмов. Для сравнения, легальные сервисы могут похвастать гораздо меньшими цифрами: на сайте video24.ru их только триста, да и те далеко «не первой свежести», у GetMovies.ru («ИКС-Медиа») видеотека содержит более 1500 названий, но художественных фильмов примерно треть. При этом «Видео 24» входит в группу компаний «Централ Партнершип», которая занимается дистрибуцией кино- и телефильмов и сотрудничает еще с восемью компаниями-правообладателями. Стоимость прав на один фильм обходится сайту в 50% прибыли с показов, а цена одного показа составляет 50--120 рублей (разброс обусловлен различной комиссией при различных видах оплаты).
«На данный момент в Сети нет ни одного видеосайта, который бы полностью окупался за счет легального контента. Почти все легальные сайты являются инвестиционными проектами. Естественно, они созданы с учетом того, что когда-то начнут приносить прибыль», -- говорит директор по маркетингу компании «Видео 24» Илья Тишкин. Пиратские онлайн-кинотеатры за права на фильм не платят ничего и никому. «Мы не покупаем фильмы или права на них, потому что предоставляем посетителям право бесплатного просмотра фильма в среднем качестве. А доходов от баннеров хватает только на то, чтобы содержать несколько серверов», -- сетует директор онлайн-кинотеатра CinemaxX, известный в Рунете под ником GDI. Его коллега, создатель онлайн-кинотеатра SomeForYou.Ru с ником SkyEyes, утверждает, что ежемесячно зарабатывает на рекламных баннерах до 700 долл., и это далеко не предел.
Несогласно закону
По мнению Ильи Тишкина, легальным кинотеатрам в Сети достается уже отработанный «товар». Правообладатели идут в Сеть собрать то, что не собрали в кинотеатрах и при продаже DVD. «Заработать удается только на тех фильмах, которые являются культовыми и не имеют «срока годности». Пираты игнорируют законодательство, и поэтому их маркетинговая модель лучше. Они дают возможность посмотреть тот фильм, который в данный момент только начинает идти на большом экране и повсеместно рекламируется правообладателями», -- говорит г-н Тишкин. А руководство GetMovies.ru уверено, что правообладатели теряют существенные прибыли за счет пассивной политики в Интернете: «На сегодняшний день мы обладаем и опытом, и технологиями, и мощностями для легальной дистрибуции кино- и видеопродукции в масштабах России и СНГ, мы неоднократно выходили с предложениями на крупных правообладателей, но они до сих пор сосредоточены на кинопрокате и продаже DVD».
Так что пока в Рунете аудиторию фактически без борьбы получают «серые» онлайн-кинотеатры. Интересно, что они думают сами о себе. Например, CinemaxX не относит себя к пиратам. «Мы не продаем фильмы, а только предоставляем их для ознакомительных целей. Поэтому каждый правообладатель, если он является таковым, может предъявить нам свои претензии», -- уточняет GDI.
Президент ассоциации «Русский щит» (некоммерческая организация, созданная для защиты авторских прав своих членов, поставщиков программного обеспечения) Юрий Злобин уверен, что с юридической точки зрения схема работы онлайн-кинотеатра представляет собой сдачу кинопроизведения в прокат, которая может производиться только с письменного разрешения правообладателя. «Как правило, права на большую часть западных фильмов выкупаются крупными российскими компаниями-дистрибьюторами сразу после выхода фильма. Поэтому особых проблем возникать не должно: правообладателя фильма легко найти в России», -- объясняет г-н Злобин.
Представители «серых» онлайн-кинотеатров утверждают, что до сих пор проблем с законодательством у них не было. Г-н Злобин объясняет это тем, что борьба с подобными сайтами пока неактуальна. «Россияне предпочитают не просто просматривать фильмы, а иметь их на собственных компьютерах. Поэтому сейчас более популярны файлохранилища и файлообменные сети», -- говорит г-н Злобин.
По оценке компании «Видео 24», в Рунете существует 300 крупных сайтов, предлагающих пользователям киноконтент. И только 50 из них работают на платной основе. Представляется, что эта ситуация временная, и закончится она, как только все российские кинопрокатчики последуют примеру Константина Эрнста, угрожавшего файлообменным сетям судебным преследованием в случае распространения фильма «Ирония судьбы-2». Но пока российский пользователь все еще отдает предпочтение «халяве», выбор которой намного превосходит ассортимент легальных онлайн-кинотеатров в Рунете.