В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий ряд изменений в действующих Законах "О рекламе" и "О СМИ". Если он будет принят, "телепередачи эротического характера" и реклама сексуальных услуг будут разрешены только на телеканалах с кодированным сигналом (как правило, платных) и в специализированных печатных СМИ.
Это предложение инициировано группой "единороссов", принимавших участие в разработке Закона "О рекламе". О новом законопроекте "МН" рассказал один из его авторов - Владимир Мединский.
- Разговоры об ограничении показа эротики на телеэкране шли в Думе не один год. Почему законопроект на эту тему появился именно сейчас?
- Все очень просто - еще несколько лет назад эта проблема не была столь очевидной и острой. Раньше "эротикой" в той или иной форме грешили в основном печатные СМИ. Это вызывало определенное раздражение, но дальше разговоров дело не шло. Иное дело телевидение - к нему у общества совсем другой счет. Пару лет назад волна эротики захлестнула наш телеэкран.
Включите любой канал, ориентированный на молодежь, и вы увидите бесконечный поток рекламы эротических SMS-чатов, секса по телефону и эротических картинок для мобильных. Этот рынок вырос вместе с рынком сотовой связи. Мобильники окончательно перестали быть роскошью и превратились в общедоступное средство связи, которое есть у каждого ребенка старше семи лет, и одновременно - в общедоступный носитель рекламы сексуальных услуг. На долю эротики приходится до 30 процентов мобильного контента, и эта лавина ежедневно обрушивается на головы наших детей.
Добавьте к этому эротические программы наших телеканалов - Муз-ТВ, MTV, ТНТ, ТВ-3 и других. На Западе они никогда не попали бы на телевидение открытого доступа.
- Но разве не с Запада пришел к нам популярный канал MTV и связанная с ним новая молодежная культура, важнейшей частью которой считается секс?
- Что касается MTV, то в США уже несколько лет идет серьезная кампания по борьбе с этим каналом. MTV недовольны самые разные общественные организации, критикующие его за пропаганду секса среди детской аудитории. Но MTV, вызывающий справедливый гнев американцев, - просто детская игрушка по сравнению с его российским аналогом, каналом Муз-ТВ. На других кнопках тоже хватает эротики, граничащей с порнографией. Порнозвездами "Дома-2" канала ТНТ можно любоваться и на специальном сайте в интернете. Наши телевизионщики явно забыли, что Россия в силу своего православного вероисповедания и советского прошлого - достаточно пуританская страна. То, что вполне приемлемо где-нибудь в Голландии, совершенно недопустимо у нас.
- В советские времена нашим гражданам уже запрещали эротику. Вы хотите повернуть время вспять?
- Мы не собираемся ничего запрещать. Хотите показывать откровенные шоу? Ради бога - в кодированном режиме через систему платного вещания, через кабель, через тарелку - способов масса. И тогда родители будут решать, какие каналы могут смотреть их дети. Мы не нападаем на какие-то конкретные СМИ. Мы говорим о контроле над контентом. Общедоступные каналы должны оставаться в рамках принятой в стране морали, не раздражающей 90 процентов населения. Недавно я был в прямом эфире радиостанции "Сити-FM". Ведущая спросила слушателей, чего не хватает в наших российских законах. Звонок. Мужчина - по голосу молодой - говорит, что в Законе "О СМИ" забыли запретить секс-рекламу: "Сколько можно смотреть это безобразие, да еще на детских каналах?" Под детскими он имел в виду "подростковые" MTV и Муз-ТВ.
- Но ведь в Законе "О СМИ" есть "эротическая" 37-я статья, в которой написано, что распространение радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени.
- Эта статья не соблюдается - многие эротические программы выходят раньше 23 часов. К тому же в стране очень много часовых поясов - когда в Москве ночь, во Владивостоке уже утро. Получается - родители на работе, а ребенок сиди да смотри? Для того чтобы запрет работал, он должен быть абсолютным.
- И поэтому вы хотите переписать Закон "О СМИ"?
- Переписать - нет. Дополнить - да. Закон написан в 1991 году, но с той поры жизнь наша разительно изменилась. Я разговаривал с Михаилом Федотовым, одним из авторов Закона "О СМИ". Как я понял, у них и в мыслях не было, что 37-й статьей будут так злоупотреблять. Тогда об эротике особо не задумывались - во главе угла были политические проблемы - свобода слова, борьба с цензурой. Пятнадцать лет назад самый оголтелый либерал не мог даже помыслить о том, что в нашем эфире будут выходить некоторые нынешние программы. Между прочим, Федотов считает, что этот закон надо подвергнуть системной переработке - отдельные поправки ни к чему. А я не думаю, что в нем надо что-то системно менять. Это замечательный закон, к тому же системные изменения всегда сопряжены с годами волокиты. Все, что меняется "в пакете", не меняется никогда. Мы все пытаемся ограничить игорный бизнес "в пакете" - полтора года мусолим закон, а толку никакого.
- А почему вы сразу не внесли все необходимые поправки в вами же разработанный Закон "О рекламе"?
- Для нас было важно прописать основополагающие вещи, поэтому мы сознательно не стали углубляться в эротические "дебри". Зная, как волнует это наше общество, мы понимали, что эротика окончательно застопорит принятие закона, и решили отложить эту тему до лучших времен.
- И эти времена наступили? Сначала заместитель генпрокурора потребовал закрыть молодежные журналы "Молоток", Cool и Cool Girl за эксплуатирование интереса несовершеннолетних читателей к сексу, потом депутаты выступили со своим законопроектом. Журнал Cool закрылся. Что дальше? Закроются Муз-ТВ и MTV?
- В нашем обществе существует недовольство деятельностью некоторых средств массовой информации. Но драматизировать ситуацию нет никаких причин. И каналы эти, поверьте, не пострадают. Если наш законопроект будет принят, некоторые скандальные передачи даже не уберут из эфира. Достаточно будет того, что их создателям и участникам дадут жесткую установку вести себя прилично. Сейчас эти мальчики и девочки эпатируют публику в поисках дешевой популярности. Ради славы они готовы на все. Если им скажут "Будешь сниматься, если выучишь Пушкина", они уже на следующий день заговорят пушкинскими текстами.
- В любом законе найдутся лазейки для хитрецов. Новый Закон "О рекламе" уже вступил в силу, а нарушения его заметны даже неспециалисту. Рекламы в программах стало не меньше, а, по ощущению, даже больше, ведь показывают ее чаще, чем раньше. Вы не боитесь, что то же самое будет и с телевизионной эротикой?
- Я сам уже видел вопиющее нарушение в программе "Вести недели" - девушек в белых халатиках в рекламе жевательной резинки "Дирол". Налицо использование образа медицинского работника, запрещенное Законом "О рекламе". По этому поводу мы уже направили письмо в ФАС. Наивно надеяться, что с первого дня все начнут выполнять законы, но без этих законов нам уже все равно не обойтись.
Досье МН
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Александр Полеев, психотерапевт, к.м.н., профессор:
- Я согласен с главной идеей авторов законопроекта: подростков, не достигших 18 лет, не надо провоцировать сексом. Они не нуждаются в стимуляции, потому что и так гиперсексуальны. Но тут надо разобраться, что оказывает более провокационное действие, - интернет-сайты, телевизионные программы или какая-нибудь реклама прокладок, которую круглосуточно крутят на телеэкране. Рассылка эротических и порнографических изображений на сотовые телефоны без учета возраста абонента, конечно, недопустима. Занимающиеся ей компании нужно приструнить. Но гораздо важнее борьбы с эротикой в рекламе и СМИ ограничение доступа подростков к порнографии в интернете. Одно посещение какого-нибудь сайта анального секса по своей вредоносности перевесит круглосуточный показ самой эротичной из "эротических" телепрограмм. Я видел программы "Секс с Анфисой Чеховой", "Азбука секса", "Техника секса" и другие - ничего грубого и вульгарного в них нет, да и идут они достаточно поздно, ничем не угрожая детям. От сексуального провоцирования надо ограничивать детей и подростков, а взрослые имеют право на выбор. Молодежные журналы тут вообще ни при чем - они пытаются донести до молодежи хоть какие-то реальные сведения об интимной жизни. Не всегда это получается на должном уровне, но сексуальное просветительство - чрезвычайно нелегкое дело. Конечно, проще запретить программы и журналы, чем бороться с порнографией в сети.
Вообще это традиционная, идущая еще от времен советской власти политика сдерживания сексуального просвещения, при каждом удобном случае объявляемого сексуальной провокацией. Не надо вместе с водой выбрасывать ребенка: необходимость сексуального просвещения молодежи еще никто не отменял. Отсутствие реальных научных знаний заставляет подростков обращаться к заведомым мифам. Из-за этих мифов наши дети попадают в тяжелые, а иногда и трагические ситуации. Большинство подростковых самоубийств связано с сексуальными неудачами, зачастую ложными. Об этом должны помнить те, кто пытается препятствовать сексуальному просвещению наших детей. Нравится нам это или нет, но во всех цивилизованных странах мира подростки с каждым годом все раньше начинают заниматься сексом. В Париже средний возраст начала интимной жизни для представительниц среднего класса - 13 лет и три месяца. Нам до этого, слава богу, еще далеко, но подобная тенденция есть и у нас. Все больше девочек и мальчиков начинают интимную жизнь в девятом-десятом классе школы, и с этим мы ничего поделать не можем. Кроме как попытаться понять и осмыслить.