Автор "Экономических Известий" беседует с коммерческим директором телеканала СТБ Андреем Тюленевым
Вопрос: Как вы оцениваете нынешнее развитие украинского рынка контента?
Сегодня рынок контента переживает стагнацию, несмотря на то что эксперты прогнозировали его бурный рост на уровне 2005 года, когда денег стало большее как минимум вдвое. В этом году реальный рост составит не более 30%, причем благодаря росту в I квартале. Думаю, что и в России ситуация аналогична. Прорыв на рынке контента в 2005 году объяснялся тем, что контент-провайдеры вышли на большие медиа-поля — большее количество контактов с аудиторией, следовательно, большие прибыли. Замедление развития рынка связано в первую очередь с отсутствием новых технических решений и проектов. Соответственно число «первых покупок», составляющее немалую долю на рынке контента, существенно снизилось. Те проекты, которые до сих пор являются «дойными коровами» — продажа музыки и изображений для мобильных телефонов (услуги персонализации), — приносят уже значительно меньше прибыли. Сократилась прибыльность и таких проектов, как викторины.
Уверен, в 2007 году революционных изменений на рынке контента не произойдет, поскольку маловероятно появление новых технических решений. Надо понимать, что контент-провайдеры технически ограничены возможностями операторов мобильной и фиксированной связи. Многое будет зависеть от развития wap-технологий, потокового видео, MMS.
В: Выгодно ли телеканалу СТБ работать с контент-провайдерами?
О: Промо в эфире телеканала контент-продукта или услуг, с одной стороны — источник дополнительного дохода, с другой — шанс сделать программы канала интерактивными, приблизить их к зрителю. Однако, по объективным причинам, рентабельность контент-бизнеса не так уж и высока — контент-провайдеры не в состоянии угнаться за растущими за счет прогрессирующей медиа-инфляции ценами.
Таким образом, контент-доход для телеканала — это дешево (по сравнению с рекламным) реализованное эфирное время, да еще и потери аудитории, которая в любом случае квалифицирует промо интерактива как рекламу. Имеет ли смысл идти на такие риски, каждый телеканал решает самостоятельно.
Совсем по-другому обстоят дела с сервисами, интегрированными в программный продукт телеканала или являющимися программным продуктом. С одной стороны, они дополняют программный продукт, делают его интерактивными. Зритель не воспринимает такое промо как рекламу. С другой — такой подход работает только в мощных рейтинговых проектах (таких как «Танцы со звездами» на «1+1»), иначе доход на единицу эфирного времени будет довольно мал. Интегрированные сервисы чаще всего внедряются на ведущих каналах с большим объемом продуктов собственного производства. А промо контента по соседству с рекламными блоками — инструмент увеличения доходности для каналов с закупным программным продуктом. Но в любом случае в структуре доходов телеканалов доход от реализации интерактивных проектов и промо контента занимает не более 5%. И чем больше доходы канала от прямой рекламы, тем эта цифра ниже.
В: Насколько выгодно реализовывать проекты с интегрированными сервисами?
О: Все зависит от организации интегрированного сервиса, будь то голосование или регистрация: какой номер будет задействован в проекте — фиксированной сети или мобильной? Рынок услуг мобильной связи построен по принципу предоплаты: абонент оплачивает услуги сразу же, как только получил их. У операторов фиксированной связи система построена по-другому, поэтому процесс оборота средств естественным образом затянут. Это основная проблема в использовании номеров 8-900 (так называемая услуга Аудиотекс).
В: Сколько телеканал получает от трафика в голосованиях или регистрациях?
О: В среднем от 20 до 40%. При этом операторы мобильной связи забирают 30-70%. Все остальное идет контент-провайдеру. Универсальных схем и условий нет. Рынок интерактива по сути еще не сформирован.
Справка
Андрей Тюленев родился 14 декабря 1977 г. в Харькове. Карьеру начинал как журналист. С 1994 по 1998 г. работал в региональных изданиях.
С 1998 по 2005 г. занимал руководящие должности в ряде изданий «Украинского медиа-холдинга» (в том числе работал в газетах «Теленеделя» и «Команда»). С сентября 2005 г. является коммерческим директором телеканала СТБ.
СТБ — общенациональная телевизионная сеть, занимающая пятое место среди украинских телеканалов. СТБ основан 2 июня 1996 г