Майкл Вакуленко, партнер, исследования, VisionMobile, "Портрет мифического разработчика мобильных приложений". Конспект выступления на IX Mobile VAS & Applications Conference, 2012, 23-24 ноября.
Мы работаем с очень широким кругом клиентов.
Тема мобильных приложений очень модная, но это лишь вершина айсберга. Под поверхностью воды - еще очень много различных процессов, идут глубокие изменения всего телекоммуникационного рынка.
Важно понимать, что меняются правила игры на мобильном рынке. Если раньше небольшое число услуг были сконцентрированы вокруг голоса и SMS, то сегодня смартфоны способны удовлетворять значительно более широкий круг потребностей клиента.
Новые услуги ранее, в основном, распространялись через операторов. Сейчас все больше услуг распространяется через ведущие платформы, через их магазины приложений. Для телеком операторов ситуация меняется в корне. Меняется база для конкуренции на этом рынке. Ранее операторы конкурировали на базе надежности и масштабов бизнеса. Сейчас все чаще речь идет о конкуренции на основе разнообразия и гибкости новых услуг.
В результате на рынке действует сильное давление на бизнес операторов, которые должны найти себя заново в изменившихся рыночных условиях.
Если посмотреть на развитие рынка, то на сегодняшний день можно наблюдать формирование дуополии платформ для смартфонов - iOS и Android. Сегодня каждая из экосистем этих операционных систем состоит из порядка 700 тысяч приложений. Эти две платформы полностью вытеснили с рынка тех, кто был на нем ранее. Blackberry пока что продается, но это уже обновленная (10-я) платформа.
Не менее интересны изменения на рынке производителей "железа". В 2012 году стало ясно, что формируется новая дуополия - Samsung является лидером рынка, сделав ставку на платформу Android. Apple с iOS и Samsung с Android ответственны за львиную долю рынка смартфонов. Эти две компании по-сути "высасывают" всю прибыль индустрии мобильных телефонов. Все остальные компании - Nokia, RIM, Sony, ZTE, LG и другие, конкурируют, в принципе, за крохи.
Результат очень интересен - следует ожидать новых изменений рынка. Какие для этого причины? В традиционной модели производства телефонов источником прибыли было "железо", аппараты были самодостаточными. Ситуация изменилась и сейчас традиционные компании, ранее успешные, или убыточны, или балансируют на грани безубыточности и низкой прибыли. Это такие компании, как RIM, Huawei, ZTE, Nokia, Sony, Lenovo, Motorola и другие. Существенной прибыли на рынке смартфонов эти компании не показывают. Традиционная модель перестала быть самодостаточной.
Но появляются ростки нового - следует обратить внимание на такие компании, как Amazon и Xiaomi (Китай). Новая модель все ставит с ног на голову. Вместо того, чтобы железо было источником прибыли, железо становится всего лишь источником распространения основного продукта или e-commerce.
Вернемся к лидирующим платформам iOS и Androd. Для каждой из них написано примерно по 700 тысяч мобильных приложений. Эти приложения покрывают широкий спектр человеческих потребностей. Приложения создают разработчики. Apple и Google добились успехов, главным образом, поскольку смогли вовлечь разработчиков в написание приложений для своих платформ. Как им это удалось?
Главный секрет успеха - "сетевой эффект" между разработчиками и пользователями. Чем больше разработчиков, тем больше приложений. Больше пользователей, - больше приложений. Получаем "гало-эффект", который приводит компании к экспоненциальному росту и одновременно создает высокий барьер входа для конкурентов. Этот сетевой эффект также "замыкает" пользователей на продуктах и платформах на основе привыкания. Эффект действует и на разработчиков, они "замыкаются" на основе опыта и навыков, которые они приобретают при разработке приложений для этих платформ. Эти замки надежно спаивают экосистему, дают сильнейший сетевой эффект. Nokia и Microsoft крайне тяжело прорваться на рынок, где львиную долю занимают Google и Apple. Пока что, несмотря на высокий вес игроков, новая платформа не показывает весомых результатов.
Разработчики - это ключевой ресурс для всех платформ. Миллионы долларов инвестируют в маркетинг для разработчиков. Как самими компаниями, такими, как Google и Apple, Facebook. А также другими участниками экосистемы - производителями телефонов, операторами, сервисными компаниями по модели CPA, производителями чипсетов. И компаниями, занимающимися разработкой инструментов для разработчиков.
Все это создает на рынке заметный шум! Разработчикам становится все сложнее разобраться во всей этой какофонии обещаний. Все менее просто выбрать на рынке правильную стратегию и правильный инструмент.
Мы в компании www.DeveloperEconomics.com поставили перед собой задачу - помочь разработчикам построить успешный бизнес по разработке мобильных приложений. Для этого мы публикуем результаты наших исследований - бесплатно! Их можно загрузить с сайта. Приведу несколько примеров данных, собранных в ходе наших исследований.
Во-первых, мы видим, что экономика, которая возникла вместе с рынком мобильных приложений - это глобальная экономика. В нашем недавнем исследовании приняли участие разработчики из 83 стран. Мы установили, что большинство разработчиков работают на экспорт, основными потребителями являются рынки США и Западной Европы. Ясно, что ситуация будет меняться. Западные рынки очень загружены, там мощная конкуренция, прорваться на них очень дорого.
Ясно, что будущее - за локальными рынками, которые сейчас быстро развиваются из-за растущего проникновения смартфонов. Очень интересным рынком является Китай. Но это "другая планета", по-сравнению с западными рынками. Интересны и специфичны рынки России, Бразилии, Индии и так далее. Именно здесь в ближайшие годы следует ожидать существенного роста. Эти рынки защищены от глобальной конкуренции уникальным языком, а также иной цепочкой ценностей.
Очень часто люди, которые говорят о разработчиках, достаточно слабо себе представляют кто такой разработчик. Наши исследования показывают, что экосистема разработки - сложная экосистема, сформированная сложной мозаикой людей и компаний, организаций, которые вместе работают на этом рынке. В ходе исследования мы разделили экосистему на 8 сегментов. Представители каждого сегмента отличаются мотивацией, целями. Те, кто пытается "выйти на связь" с ними, должны это понимать и адаптироваться в соответствии с потребностями того или иного сегмента. Например, только часть сегментов заинтересована в монетизации разрабатываемых приложений. Другие участвуют в разработке с другими целями.
Наше исследование показало, что возможность платформ в привлечении максимального количества пользователей - это главный критерий для продуктов на базе Android. Возможность прямой монетизации - основной критерий для приложений на базе Blackberry.
Продажа мобильных приложений это сложный бизнес. Очень многие, кто пытается работать на данном рынке, живет ниже черты бедности. Слайд показывает, что разработчики приложений по контрактам или для работодателя, то есть те, кто работает за зарплату, как правило, получают больше тех индивидуальных разработчиков, которые пытаются продавать свои приложения для в магазинах приложений для iOS и Android. Если сравнивать их доходы по критерию "в среднем с приложения в месяц".
Если посмотреть на наиболее доходные категории приложений, то по данным, полученным от разработчиков следует считать, что категория "банки" и "недвижимость" - это наиболее доходные категории, где разработчики могут рассчитывать на максимальный заработок с приложения в месяц - около $5 тысяч в месяц с приложения. Сравните с разработкой игровых приложений, где доходы - около $1.6 тыс. в месяц с приложения.
Очень интересный слайд, показывающий зависимость от вложения в мобильное приложение трудочасов и доходов, которые разработчик получает от приложения в месяц. Очень простые приложения, разработанные буквально за месяц одним человеком, в среднем обеспечивают доходы ~$500 за приложение. Приложения, в которые вложены существенно большие усилия, от 7 до 12 человеко-месяцев, обеспечивают доходы от $5 тысяч до $6 тысяч в месяц.
Есть существенная корреляция между вкладом в приложение и доходом, который можно получить.
Известный факт - iOS обеспечивает большую монетизацию, нежели Android. Этот факт подтвердился и в наших исследованиях.
В США разработчики получают больше. Средний заработок разработчика в США - порядка US$6 тысяч за приложение. В Китае - на порядок меньше, около $600. Россия - где-то около трети от США. Около $2.5 тысяч в месяц с приложения.
Сейчас мы работаем над новым исследованием, публикация которого намечена на январь 2013 года. Фокус - исследование инструментов и сервисов для разработчиков приложений. Получили от разработчиков порядка 3 тысяч ответов на наши вопросы. Опросник был переведен на 6 языков. Мы сегодня показывали некоторые предварительные результаты этого исследования.
Разработка приложения - это очень сложный и длительный процесс. Мы его разбиваем на 6 этапов в нашей модели "путешествие разработчика". Написание кода, как правило, самый легкий этап. Планирование приложения, подготовка его для рынка, построение и модификация, продвижение и реклама, поддержка пользователей и аналитика. На каждом этапе пользователь может применять различные инструменты, во множестве представленные на рынке.
Первые результаты обработки анкет представлены на картинке. Показаны 6 групп основных инструментов разработчика. Существенное влияние на выбор инструментов оказывают выбранные платформы. Один из наиболее важных инструментов - аналитика, поскольку она дает представление о том, как потребители пользуются приложениями.
Все результаты исследования будут доступны онлайн. build.DeveloperEconomics.com (Beta). Цель сайта - помочь разработчикам создать успешный бизнес.
Контакты:
Посмотреть презентацию в полноэкранном режиме или скачать ее
= =