<P align=justify><A href="http://www.cforum.ru/sub/content/analit.htm"><STRONG>Все цифры и оценки рынка России</STRONG></A> (графики и таблицы), а также:</P>
<UL>
<LI>
<DIV align=justify><a href="http://www.cforum.ru/news/article/037580.htm">Топ-10 участников российского рынка мобильного контента за 3 квартала 2006 года. Версия ComNews Research</li></a></DIV>
<LI><DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037584.htm">МТС представляет рейтинг контент-партнеров по итогам третьего квартала 2006 года</A> </DIV></LI>
<LI>
<DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037626.htm">Топ-20 контент-провайдеров по итогам партнерской программы "Билайн-CPA". Октябрь 2006</A> </DIV></LI>
<LI>
<DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037402.htm">Топ-10 "МегаФон Северо-Запад" за 3 квартала 2006 года</A></DIV></LI></UL>
<P align=justify><A href="http://www.cforum.ru/sub/ukraine.htm">Рынок контента и VAS Украины</A> </P>
Некоторые тенденции на рынке мобильного контента и VAS России
Автор предлагает тезисные оценки тенденций, действовавших на российском рынке мобильного контента и VAS в 2005 - начале 2006 года. Обсуждать и дополнять схему предлагается в форуме под заметкой.
Тенденции 2005-го года
Негативные
Росли издержки участников рынка КП.
Бурный рост числа компаний (их насчитывалось более 200), увеличивающий конкуренцию
Рост стоимости "присоединения" контент-провайдера к оператору (цены короткого номера) до 300-400 тыс. рублей за номер (по некоторым заявлениям участников рынка) и рост абонентской платы.
Ограниченность ресурсов в условиях высокой конкуренции: - Ограниченность пула 4-х значных коротких номеров, особенно iVR. - Предоставление операторами доступа к STK по-принципу - один оператор - один контент провайдер (например, "Информ-мобил" эксклюзивно обслуживает STK-меню абонентов МТС в России и в Беларуси, а также абонентов "Киевстар" в Украине (и еще ряд региональных российских операторов) у "Билайн" в России эту функцию выполняет "Бионлайн", только "МегаФон" дал доступ ряду КП через агрегатора "Инкор"). В итоге практически все места STK-провайдеров на рынке заняты.
Рост стоимости ТВ-рекламы (до 40% доходов провайдера сейчас уходит на рекламу услуг)
Отказ многих СМИ от работы по "партнерским" схемам, не обеспечивающих компенсацию стоимости размещения рекламы на занятых площадях.
Требование операторов к партнерам - получать лицензию на "телематические услуги".
Запрет с 1 июля 2006 года рекламных рассылок оператора по SMS, извещающих о контент-услугах.
Росло недоверие пользователей к контент-услугам
Негативный опыт использования услуг
Прямой обман потребителей рядом участников рынка (обычно небольшие компании)
Невозможность загрузить контент (ненастроенный телефон, некачественная реклама) - в 30-50% случаев
Большое количество "пиратского" контента в интернете + распространение услуги мобильного интернет-доступа (этим объясняют потерю до 20%-30% дохода).
Разочарование, связанное с тем, что даже при загрузке премиального (оплаченного отдельно контента), абоненту начисляется плата за использованный трафик. Появление в конце месяца дополнительного счета, связанного с покупкой в течение месяца контент-услуг рядом абонентов воспринимается, как "ошибка" или "жульничество" оператора.
Снижался спрос на услуги платной кастомизации (загрузка картинок и рингтонов)
Снижается действие эффекта новизны
Выросли цены от $0.75 - $1 в 2004 году до $3-$5 в 2005 году (цена указана для "пакетного варианта", когда абоненту предлагается заплатив один раз получить доступ к "пакету" контента. Для многих абонентов такой подход эквивалентен повышению ценового барьера, в результате они отказываются от покупки)
Негативный опыт загрузки, от неудачи при загрузки до разочарования в полученном контенте (некорректная реклама, например, "не плати, не послушав" и взимание денег за прослушивание; "заплати за подключение и качай бесплатно" - абонент платит за доступ к маловостребованному контенту, плюс оплачивает трафик).
Доступность "пиратского контента", Bluetooth.
Как итог - в январе 2005 года услуги кастомизации дали контент-провайдерам $40.4 млн, в ноябре 2005 года - $30 млн.
Операторы по-прежнему не высказывают готовности тронуть "священную корову" - доходы от трафика
Сдерживается развитие "бесплатных" WAP-сайтов. Разделение доходов с владельцами сайтов могло бы стимулировать их создание и поддержание - с резким ростом WAP-трафика и связанных с этим доходов оператора. Абонент, знающий, что он платит не за "единицу" контента, а за трафик доступа к тому контенту, который его интересует, охотнее бы тратил деньги, поскольку от него не требовалось бы принимать решение по факту просмотра/покупки каждой отдельной картинки.
Ряд правообладателей высказали свое желание увеличивать свою долю в разделении доходов от мобильного контента
Позитивные
Рост внимания операторов к направлению "контент и VAS"
Уделяя внимание этому направлению операторы надеются защитить ARPU от падения. Есть риск, что операторы будут тормозить развитие рынка контента, пытаясь самостоятельно заниматься контент-провайдерством вместо того, чтобы передавать эти функции партнерам.
Расширены технические возможности сетей - каналы сигнализации, стыки с платформами партнеров.
Новые виды тарификации
WAP-тарификация,
более удобна для пользователя, чем премиальные SMS (не нужно вводить длинные коды)
снижающая количество ошибок (например, ошибочный ввод кода),
повышающая долю успешных закачек контента покупателями - рост доверия к рынку
поскольку абонент уже находится на WAP-сайте, это значит, что его телефон поддерживает работу с WAP-ссылками.
абонент видит то, что он покупает на экране телефона, а не в глянцевом журнале или на экране ТВ - меньше разочарований
к-провайдер имеет информацию о модели телефона покупателя и может демонстрировать и предоставлять ему соответствующий контент, адаптированный к данной модели телефона
Снижает барьер выхода на рынок для новых, перспективных услуг за счет снижения материальных и организационных издержек (Но возможен конфликт интересов агрегатора, который также имеет контент-бизнес и подключающихся к нему контент-провайдеров)
Повысился интерес к iVR
Поскольку iVR позволяет заметно повысить охват аудитории, не предъявляя требований к модели телефона, из-за легкости в пользовании.
Импульс к развитию получили фрагменты рынка, не связанные с кастомизацией
Активизируется направление мобильного маркетинга
"Большой бизнес" начинает проявлять интерес к мобильному маркетингу, выделяются бюджеты.
Контент-провайдеры накопили первичный опыт оказания услуг мобильного маркетинга
Мобильный банкинг (проблемы: нужны специальные лицензии, например, на шифрование, недостаточная законодательная база)
Контент-киоски (Мнения относительно перспективности контент-киосков пока что чаще скептичные, нежели оптимистичные, КП не торопятся вкладываться в развитие данного направления)
Cell Broadcast (пока что только опыт "Хамелеона" у "Билайна")
Возможность получения доходов на русскоязычных рынках СНГ, используя эффект масштаба и экономии на издержках
Появление все большего числа моделей телефонов с "расширенными" возможностями. (!Некоторые эксперты отмечают, что рост проникновения таких телефонов практически не приводит к росту числа пользователей современными услугами).
Заключаются договоры о представлении на российском рынке продукции ведущих зарубежных производителей.
Сформировалось информационное пространство
Большое число встреч, посвященных теме мобильного контента и VAS
Специализированные сайты: Procontent и CForum
Предприняты попытки самоорганизации и саморегуляции рынка
Создана Ассоциация контент-провайдеров
Схема не является исчерпывающей и дополняется по ходу дискуссии в форуме под статьей. Будем рады получить рекомендации по ее дополнению и совершенствованию, благодарим тех, кто уже высказался! При использовании схемы в презентациях и отчетах, просим ссылаться на MForum.