Контент-провайдерам остается около 20% от стоимости мелодии. На рынке развлечений для мобильных телефонов усиливается конкуренция, а казавшиеся прежде беспроигрышными приемы перестают работать. Гендиректор контент-провайдера Infon Кирилл Шрамко считает, что будущее рынка связано с программными продуктами, за которые пользователи готовы платить $10 и больше.
— Насколько сильна, на ваш взгляд, конкуренция?
— Конкуренция на нашем рынке усиливается постоянно. В России около 200 более или менее заметных игроков, из которых только около 20 компаний можно назвать активными. Операторы сами начали борьбу с оставшимися 180 игроками. Держать для них 180 договоров и ежемесячно вести расчеты по ним сложно. Поэтому сейчас “Мегафон”, МТС и “Киевстар” установили ограничения, по которым провайдеры должны обеспечивать в месяц определенный оборот. Иначе они прекращают с ними работать. “Мегафон” сделал такие заявления в начале лета, МТС — примерно тогда же, “Киевстар” — в начале октября. Небольшие игроки приходят к более крупным коллегам и просят подключиться к их трафику. За последние месяцы только мы приняли с десяток компаний.
— Какую функцию они выполняют под вашим договором?
— Они разрывают свой договор с оператором, и дальше возможны два варианта. Они переносят свои сервисные номера в наш договор, и трафик по этим номерам продолжает идти к ним, как шел, только финансовые расчеты идут через нас. Мы получаем за это очень мало — считанные проценты от оборота. Второй вариант — провайдер вообще отказывается от своих номеров и продолжает оказывать свои услуги на наших номерах.
— Вы согласны с теми экспертами, которые говорят о сокращении рынка картинок и мелодий для телефонов?
— В начале года темпы роста рынка мобильного контента находились на уровне конца предыдущего года. А в марте — апреле он сократился в полтора раза по отношению к началу года. Но это не значит, что не увеличиваются остальные сегменты рынка мобильных развлечений. Активно развивается, например, медиаконтент: ТВ-голосования, викторины, чаты. У этого рынка волнообразный характер. Когда запускается крупный федеральный проект, например “Танцы на льду” и “Народный артист”, происходит всплеск. В середине этого года появился новый сегмент рынка, который развивается сейчас быстрее других. Это call-tv, некоторые называют его телевизионным лохотроном. В телепередаче на одном из федеральных каналов ведущий задает простой вопрос — например, просит отгадать название какой-нибудь известной песни. Нужно позвонить на определенный номер, оставить свою заявку. Потом компьютер выбирает одну из заявок, с ее автором говорит ведущий в студии. Победитель отвечает на вопрос, что-то выигрывает, ему тут же предлагается суперигра. Она честная, но шансы выиграть очень невелики. А за полчаса свои заявки оставляют десятки тысяч людей. Только в июне такие услуги собрали миллионы долларов. Еще один интересный сегмент — микроплатежные услуги. По объему он уже сравним с контентом. Телефон стал полноценным платежным средством, отправкой sms можно оплатить огромное количество разных маленьких покупок. Например, музыкальные треки, которые можно закачать из глобальной сети на свой компьютер.
— Каковы темпы роста у каждого сегмента?
— Весь рынок мобильных развлечений увеличивается примерно на 50% в год. Контент утяжеляется, соответственно, становится дороже, этот рынок почти не растет. Причем внутри контентного сегмента происходит перераспределение.
На долю игр у крупных провайдеров приходится до 30% оборота. Сегмент микроплатежей ежегодно растет примерно на 10%. Call-tv показал резкий рост с середины года, но на этом рынке к началу следующего года должна начаться стагнация.
— Как на вашем бизнесе сказалось усложнение и удорожание контента?
— Мы сейчас активно продаем мелодии в формате mp3. Отчисления по авторским и смежным правам могут достигать 40% от стоимости мелодии. Ее цена возрастает до $2. Плюс стоимость трафика на закачку этого контента может составлять еще несколько долларов. Конечная стоимость мелодии доходит иногда до $6-8. Нормальная это цена или нет? Это вопрос выбора. Допустим, у меня высокотехнологичный телефон и я услышал суперпесню какого-нибудь Робби Уильямса. Она хорошо нарезана, во время звонка звучит припев, и динамик моего телефона воспроизводит ее отлично. К тому же мне лень искать эту песню где-то еще. Очень вероятно, что я буду готов заплатить 200 руб.
— Но далеко не у всех новые телефоны и далеко не все готовы столько платить.
— Думаю, что количество таких телефонов будет расти. Проблема состоит еще в том, что далеко не все понимают, сколько они в результате заплатят. Они-то рассчитывают, что всего $1,5-2, а потом выясняется, что они еще заплатили за GPRS-трафик. Потом возникают обида и недоверие к нам.
— С другой стороны, растет высокотехнологичный контент, те же игры, за которые готовы отдавать больше.
— Игры — совсем другой продукт. Это не музыка, не картинка, это фактически софт для телефона. Его сложно пиратить. А цена, которая может превышать $10, уже никого не пугает. Игровая индустрия растет, как все продукты на базе JAVA. Один из самых популярных сейчас JAVA-продуктов — это сборник текстовых заготовок, которые можно отсылать по sms, так называемые sms-боксы. Потребитель покупает, предположим, цитатник Мао, где есть 1000 цитат великого кормчего — про жизнь, про любовь, про партию, и рассылает эти цитаты.
— Сколько вам приносит продажа мелодии?
— Медиапартнер хочет получать около 30%. Российские правообладатели просят примерно 12-15%. Зарубежные лейблы Warner, EMA, Sony BMG, Universal хотят больше — до 40%. Еще 30-50% может забрать оператор. После всех расчетов у нас остается около 20%. Большая часть этих денег идет на зарплату персоналу и новые разработки.
— А по сложному контенту?
— По сложному контенту устоявшейся модели нет, схема расчетов сейчас формируется. Например, правообладатели игр хотят получать 30-40% с каждой загрузки, соответственно, мы продаем их по $2-2,5, иногда по $3. Если учитывать стоимость загрузки, то потребителям они обходятся в районе $10.
— Когда вы поняли, что пора диверсифицировать бизнес и осваивать другие сегменты рынка мобильных развлечений? Ведь некоторые участники, такие как SMS Media Solutions и Playfon, решили сделать свой бизнес специализированным.
— Многие компании действительно стали специализированными из-за роста рынка и его уплотнения. Но Infon с лета 2003 г. старался диверсифицировать свой бизнес. Мы продолжаем быть универсальным игроком и присутствовать во всех сегментах, за исключением, пожалуй, call-tv. На нашем рынке сегменты быстро растут, но так же быстро и падают.
В 2004 г. рынок резко рос, мы получали хорошие доходы и летом поняли, что можно успешно продавать контент на телевидении. С августа мы несколько месяцев рекламировались на федеральных сетевых телеканалах, MTV, СТС, ТНТ и др. Ролик был простой: звучала мелодия и номер, на который можно отправить сообщение для закачки. Реклама тут же дала дикий отклик. Удалось взорвать рынок. Абоненты никогда такого не видели по телевизору. Но в ноябре — декабре практически все провайдеры уже вышли на этот рынок, медиа подняли цены. И начиная с февраля 2005 г. этот канал продаж стал потихоньку снижаться в объемах. И с каждым увеличением цен он будет снижаться еще больше. В результате на телевидении остались один-два игрока.
— Какие рекламоносители вы теперь предпочитаете?
— Мы сейчас присутствуем почти во всех СМИ, за исключением, наверное, радио. В меньшей степени — на телевидении, этот канал продаж обеспечивает нам не более 10% оборота. Больше половины продаж нашего контента осуществляется через печатные издания, где выбор мелодии более осознанный. Порядка 30% приходится на Интернет, а около 10% обеспечивают операторы, которым мы поставляем готовые решения для их WAP-порталов, SIM-меню и RTB-платформ. Оператор выступает в роли медиаплощадки, и работа с ним строится по схеме деления доходов от продаж.
— Будет ли меняться это соотношение?
— Мне кажется, что соотношение будет меняться, но незначительно. Появятся новые источники доходов, например CRM-инструменты, которые сейчас практически не используются в России. Не думаю, что возможен прорыв в телевидении из-за его дороговизны. Поэтому продажи контента переместятся на кабельные и спутниковые каналы. Печатные издания тоже все время дорожают. Но все же в этом и следующем годах они останутся сильным инструментом продаж.
— Продаете ли вы свои продукты за пределами российского рынка?
— Мы работаем в России, на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. В большинство этих стран мы вышли в этом году. Там не очень большие, но специфичные рынки. Продавать контент по российским методикам там нереально. Размещать рекламу на ТВ и в печати бесполезно — цены не слишком отличаются от здешних, а охват аудитории очень низкий. Да и проникновение сотовой связи пока несопоставимо с Россией.
— Насколько серьезно перед вами стоит проблема борьбы с пиратами?
— Мы не очень сильный борец с пиратством. У контент-провайдеров нет опыта в этой области, мы не юристы. Для противостояния пиратам нужна отработанная структура, механизм взаимодействия с правообладателями, властями, силовыми структурами. Хотя, как с ними бороться, нам понятно.
— Как же?
— Нам известно расположение пиратов и их каналы продаж. Но чтобы с ними бороться, нужно иметь определенный бюджет. В рамках ассоциации, которую создали провайдеры, мы осуществляем мониторинг витрин провайдеров, которые торгуют пиратским контентом, и сообщаем о них правообладателям. К тому же крупные провайдеры осуществляют переманивание пиратов на путь честной продажи контента. Есть пираты, которые не продают, а бесплатно распространяют контент. Это, как правило, WEB и WAP-сайты. С ними мы пытаемся договориться, и уже сейчас некоторые пиратские сайты занимаются смешанной деятельностью. Абонент, заходя на такой сайт, действительно может скачать “Мурку” или Гимн Советского Союза бесплатно, а за песни Димы Билана, например, приходится платить. Но все же основные надежды здесь мы возлагаем на государство, которое в рамках движения к ВТО должно предпринять шаги по борьбе с пиратством.
О компании
Контент-провайдер Infon основан в 2001 г. в Петербурге частными лицами. В конце прошлого года компанию купил английский провайдер Monster Mob. В прошлом году, по данным iKS-Consulting, Infon занимал 15% рынка мобильных развлечений.