Аналитика, мнения
<P align=justify><A href="http://www.cforum.ru/sub/content/analit.htm"><STRONG>Все цифры и оценки рынка России</STRONG></A> (графики и таблицы), а также:</P>
<UL>
<LI>
<DIV align=justify><a href="http://www.cforum.ru/news/article/037580.htm">Топ-10 участников российского рынка мобильного контента за 3 квартала 2006 года. Версия ComNews Research</li></a></DIV>
<LI><DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037584.htm">МТС представляет рейтинг контент-партнеров по итогам третьего квартала 2006 года</A> </DIV></LI>
<LI>
<DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037626.htm">Топ-20 контент-провайдеров по итогам партнерской программы "Билайн-CPA". Октябрь 2006</A> </DIV></LI>
<LI>
<DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037402.htm">Топ-10 "МегаФон Северо-Запад" за 3 квартала 2006 года</A></DIV></LI></UL>
<P align=justify><A href="http://www.cforum.ru/sub/ukraine.htm">Рынок контента и VAS Украины</A> </P>
Украина
Рынок контента Украины в цифрах
Число участников рынка
120 на конец 2005 года (оценка iKS-Consulting)
Рейтинги
Топ-5 1H06

По мнению ComNews Research, рыночные успехи компаний первой пятёрки связаны, в первую очередь, с участием в проектах по предоставлению контента под брендом операторов мобильной связи или их суб-брендами ("Киевстар", Djuice, JEANS, UMC, Beeline). Кроме того, лидирующие позиции компаний обусловлены развитием агрегационной политики.
Во вторую пятерку исследователи включили i-Free и INFON ("Логотон"), а также UPT-Mobile (специализируется на WAP-проектах) и Mobiline Media ("домашний" контент-провайдер одного из крупнейших ТВ-каналов).
Топ-10 2005
Позиция |
Контент-провайдер |
Доля в общих доходах контент-провайдеров в Украине, 2005 |
1 |
"Джамп-Украина" |
15% |
2 |
"Информ-Мобил" |
13% |
3 |
DG/Point Com |
11% |
4 |
Solvo International |
9% |
5 |
Mobilemania |
7% |
6 |
i-Free |
5% |
7 |
"Евроинформ" |
5% |
8 |
"Логотон" |
3% |
9 |
"Мобильные ответы" |
3% |
10 |
SPN Digital |
3% |
Около 75% всех доходов контент-провайдеров генерируются десятью ведущими компаниями. Характерно, что шесть из десяти ведущих контент-провайдеров Украины являются дочерними структурами российских компаний (выделены шрифтом).
По итогам 2005 года лидером рынка стала компания «Джамп Украина» (ТМ Jump), которая является крупнейшим провайдером голосовых услуг и проектов мобильного маркетинга в стране. Второе место в рейтинге доходов занимает компания «Информ-Мобил» - дочерняя структура одного из крупнейших российских контент-провайдеров. На третьем месте закрепилась компания DG/Point Com.
В 2005 году произошли изменения в конфигурации лидеров рынка. Позиции компании «Днепр Телеком» (TM Mobilemania), ранее входившей в тройку лидеров, к концу года существенно ухудшились. Остаться в итоговой пятерке компания смогла лишь благодаря относительно неплохой динамике развития в первой половине 2005 года. Наиболее успешным дебютом 2005 года стал выход на рынок компании «Мответ-Украина», являющейся дочерней структурой российского ООО «Мобильные ответы». Компания начала свою деятельность в середине года и к концу года вышла на девятое место в рейтинге.
Источник: iKS-Consulting, данные на конец 2005 года
По данным UMC на ноябрь 2005 года - доля "Мответ-Украина" составила 6.25%.
Оценка объема рынка в деньгах:
Год |
Оценка дохода, млн USD |
2003 |
~5 |
2004 |
22 |
2005 |
56 |
2006 |
прогноз 90 |
Источник: |
iKS-Consulting |
Под рынком подразумевается рынок контент-услуг в сетях сотовой связи Украины, а именно сумма, заплаченная абонентами за контент-услуги, включая доходы от операторских проектов, без учета WAP-трафика.
Доходы от мобильного контента приносят свыше 2% всех доходов от услуг сотовой связи и около 20% доходов от дополнительных услуг в сетях сотовой связи Украины. Высокие темпы роста сегмента контент-услуг являются основным драйвером роста рынка дополнительных услуг, объем которого в 2005 году составил порядка 276 млн долларов США.
По оценкам ComNews Research, сделанным в августе 2006 года, прогноз iKS-Consulting пока что далек от исполнения. Во всяком случае за первое полугодие оценка рынка контент-услуг составила порядка 30 миллионов долларов США (не включая косвенные объёмы доходов провайдеров от мобильного маркетинга и продаж контента, минуя операторов).
Оценка порога входа на рынок
$5.000 - $10.000
Данные на ноябрь 2005 года.
Источник: iKS-Consulting
Структура доходов операторов от дополнительных услуг

Данные по итогам 2005 года
Источник: iKS-Consulting, компания "ЛЮДИ"
Структура доходов по операторам
UMC - 56% "Киевстар" - 41% "Астелит" - 2%
Данные на ноябрь 2005 года.
Источник: iKS-Consulting
Структура услуг

Данные на ноябрь 2005 года.
Источник: iKS-Consulting
Распределение доходов
-
UMC: прямые контракты с 2005 года заключаются только с CP, доля которых на рынке >5%. При распределении доходов, доля CP зависит от абсолютной величины доходов от его услуг и колеблется от 40 до 55% (от дохода зависит также единовременная плата за активацию номеров доступа и ежемесячная оплата за них). При оказании услуг под брендом UMC распределение дохода между оператором и CP осуществляется в пропорции 67:33 (при отсутствии оплаты за номера).
-
"Киевстар": в 2005 году прямые контракты со всеми CP, отвечающими за техническое и маркетинговое сопровождение. Доля провайдера может доходить до 70% и зависит от стоимости контента. Планы перейти к агрегационной модели в 2006 году, но с сохранением прямых контрактов, заключенных ранее.
-
"Астелит": брендированные услуги оператора оказываются в рамках проекта Lifebox. Также заключаются прямые договора с другими CP, распределение прибыли на парититной основе.
Источник: iKS-Consulting, ноябрь 2005 года
Отмечаемые в 2005 году особенности рынка (относительно российского)
-
В 2 раза выше доля информационно-развлекательных услуг, что вызвало развитие iVR (до 40% всех доходов)
-
Ниже популярность доходов от услуг общения и от мобильных игр.
-
Незначительные доли медиапроектов и мобильного маркетинга - свидетельство неразвитости рынка.
-
Высокая централизованность рынка, повышающая удобство работы на нем при более равномерном распределении пользователей услуг по территории страны.
-
Высокое проникновение контент-услуг (до 30% абонентов использовали премиум-рейт-контент-сервисы хотя бы раз).
-
российские участники в отличие от украинских, вкладывают в развитие своего бизнеса в Украине больше средств
-
опробованная в России продукция не требует адаптации в украинских условиях
Источник: iKS-Consulting
Прогноз на 2006 год
-
Дальнейшее развитие агрегационной модели
-
Повышение входного барьера для новых CP, что ограничит разбухание сегмента
-
Оттеснение мелких провайдров от прямых контрактов ведущих мобильных операторов, что поспособствует консолидации рынка. Возможно объединение крупных локальных компаний для реализации совместных проектов.
-
Продолжится технологическое обновление парка телефонов, что откроет новые возможности использования, как стандартных, так и "продвинутых" контент-услуг. По мнению CForum.ru, рост проникновения высокотехнологичных телефонов не вызывает пропорционального роста потребления VAS.
-
Ожидаемая в первой половине года стабилизация политического климата усилит интерес ведущих зарубежных провайдеров к украинскому контент-рынку, ряд таких провайдеров появится на рынке Украины. Дополнительным стимулом будут перспективы роста рынка, связанные с тем, что он еще далек от насыщения.
-
Рост абонентской базы операторов сотовой связи и популяризация контент-услуг среди абоннетов повлечет рост проникновения контент-услуг
-
Прогнозируется рост рынка: - 60-70% (Алексей Данилин, iKS Consulting)
-
Можно ожидать появления уникального и оригинального проекта, а также частичной автоматизации голосовых сервисов, например, могут распространятся смешанные способы получения контента (WAP-голос).
-
Дальнейшее увеличение долей рынка провайдеров, специализирующихся на WAP-проектах, и миграцию успешных контент-проектов на WAP (при условии открытия операторами WAP-CPA
Источник: iKS-Consulting, HiTech.Expert, ComNews Research, CForum.ru
Угрозы на рынке
-
пиратство и использование темы "пиратство" для конкурентной борьбы
-
технологическая продвинутость ядра активных потребителей контента
-
накопление негативного опыта использования контент-услуг у абонентов
-
"перегрев" сегмента услуг кастомизации. В целом высокий уровень конкуренции
-
рост цен на ТВ-рекламу и связанное снижение рекламной активности ряда CP. Низкий отклик на рекламу у аудитории.
-
отсутствие новых технических возможностей
-
высокая конкуренция, в том числе связанная с "демпингом" со стороны операторов сотовой связи, которые предоставляют свои услуги по предоставлению контента по 1 гривне.
-
Консервативность населения при выборе источников информации
-
Выход на рынок крупных иностранных контент-провайдеров (по оценкам CForum.ru пока что это не является реальной угрозой)
-
Медиа-проекты будут увеличивать свою долю, но они слишком привязаны к конкретному медиа-продукту (к примеру – телепередаче или изданию), рейтинг которого трудно предугадать. Кроме того, решающую роль в успехе медиа-проектов играют правильная подача информации и техническое обеспечение инфраструктуры - недоработки в этой области могут болезненно сказаться на объёмах продаж.
Источник: iKS-Consulting, HiTech Expert, ComNews Research, CForum.ru
Пути преодоления угроз
-
агрессивная маркетинговая политика должна подкрепляться технологическими усовершенстованиями и интенсификацией обучающей работы среди абонентов
-
осторожность при развитии паритетных продаж, они не должны вызвать разочарования абонентов
-
диверсифицировать предложение, чтобы избежать снижения доходности
-
изыскать дополнительные финансовые возможности для развития, например, за счет IPO.
Источник: iKS-Consulting
При подготовке материалов использовались данные статьи Алексея Данилина в журнале "ИКС", февраль 2006 года, а также отчета ComNews Research за 1H06 и собственные материалы CForum.ru
|