<P align=justify><A href="http://www.cforum.ru/sub/content/analit.htm"><STRONG>Все цифры и оценки рынка России</STRONG></A> (графики и таблицы), а также:</P>
<UL>
<LI>
<DIV align=justify><a href="http://www.cforum.ru/news/article/037580.htm">Топ-10 участников российского рынка мобильного контента за 3 квартала 2006 года. Версия ComNews Research</li></a></DIV>
<LI><DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037584.htm">МТС представляет рейтинг контент-партнеров по итогам третьего квартала 2006 года</A> </DIV></LI>
<LI>
<DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037626.htm">Топ-20 контент-провайдеров по итогам партнерской программы "Билайн-CPA". Октябрь 2006</A> </DIV></LI>
<LI>
<DIV align=justify><A href="http://www.cforum.ru/news/article/037402.htm">Топ-10 "МегаФон Северо-Запад" за 3 квартала 2006 года</A></DIV></LI></UL>
<P align=justify><A href="http://www.cforum.ru/sub/ukraine.htm">Рынок контента и VAS Украины</A> </P>
Разговор со специалистом. Андрей Поддерегин, SMS Media Solutions / "Союзтелеком": "Если цифра растет, отлично! Расскажи!"
В условиях, когда рынок мобильного контента и VAS информационно закрыт, один из эффективных вариантов получения информации о нем - беседы с теми, кто такой информацией владеет - руководителями и менеджерами крупнейших участников рынка. Интервью с руководителем пресс-службы SMS Media Solutions / "Союзтелеком" Андреем Поддерегиным нас не разочаровало своей искренностью и интересными размышлениями о российском рынке, его состоянии и перспективах.
Как Вы оцениваете развитие российского рынка контента в первом полугодии 2006 года?
Сложно оценивать непрозрачный рынок. Нет никаких количественных данных, как от самих компаний, так и от операторов. Наши многочисленные исследователи отчетами в этом году нас не балуют - зажались, спрогнозировав (вместе с нами) на прошлый год 600 млн. Серьезных обзоров рынка нет, потому как бизнес-пресса про нас не пишет – мыльный пузырь несерьезных развлечений сдулся, не успев надуться, сами контент-провайдеры в один голос твердят – стагнация, так зачем что-про них писать.
Тем не менее, считаю, что рынок динамично растет как в целом, так и по всем сегментам. Включая главную «виновницу» разговоров о спаде - кастомизацию. Оснований говорить о стагнации, как не было в прошлом году, когда все начали об этом говорить, так нет и сейчас. Приведу лишь несколько доводов.
Продолжающийся рост рекламных расходов, и прежде всего на ТВ – основной витрине нашего рынка. В прошлом году по данным GallupAdEx такие расходы составили около 105 млн доларов – 30% объема рынка по данным исследователей. В этом году затраты на рекламу продолжают неуклонно расти. Все основные игроки по-прежнему в топе ведущих рекламодателей на ТВ, их совокупное количество выходов телерекламы выросло, одна из ведущих компаний заняла 14-е месте в общефедеральном рейтинге «Top100 рекламодателей в СМИ» и заявила, что до Procter&Gamble рукой подать. Серьезно выросли тарифы на телерекламу. Согласитесь, сложно представить, что все обладают настолько мощным финансовым резервом, что смогли работать больше года – sic! - себе в убыток или на нулевой марже! Какие сегменты рекламируются на телике? – все те же мелодии и лого плюс чаты/общение, плюс медиаинтерактив. Цитирую июньский пресс-релиз преследователя Procter&Gamble: "Такие показатели говорят (…) о стабильном росте и развитии компании в целом". И ведь верится!
Ок, кастомизация пока не является профильным направлением SMS Media Solutions и, представим, что мы ничего о ней толком не знаем. Сегменты нашей специализации - медиаконтент и SMS-чаты, о них мы кое-что знаем. Это – 30% рынка в 2005 году. Что мы видим сейчас? Высокую интенсивность бизнес-процессов, конкуренции и безусловный быстрый рост. Думаю, цифры нашего оборота в первом полугодии 2006 года - 13 млн долларов, за весь прошлый год - 17.7 о чем-то говорят и репрезентативны для других игроков. Сложно представить, что растем одни мы. Полагаю, эти сегменты дадут окола 40% в 2006 году.
Бурный рост iVR. Стремительный рост доли iVR-сервисов в структуре доходов компаний говорит о том, что массовым потребителем мобильных сервисов стала новая аудитория. И только часть новой и многочисленной аудитории. Это серьезный фактор роста.
Чехарда участников в, пожалуй, единственном прозрачном источнике на рынке. Имеется в виду «горячая десятка» контент-провайдеров "Билайн", публикуемая оператором начиная с января 2006 года. Не секрет, что жизнеспособность рынка можно оценить по интенсивности перемещений участников в таких вот топах. Если мы раскроем подборку десяток "Билайн" за 1H06, то явственно увидим, что жизнь на рынке не остановилась. Кто-то продолжает поступательный рост, кого-то лихорадит, кто-то внезапно пришел в себя. А самое главное – появляются новые участники. Приблизительный порядок оборотов постоянных участников Топ-10 предположить можно. Ясно, что порядок этот отнюдь не маленький. Скажите, как можно в течение одного месяца потеснить компании из Топа-10 на рынке, не подающем признаков жизни?!
Анализ рынка на основании открытых источников дает множество других свидетельств роста рынка.
Итак, по нашему мнению, разговоры об упадке рынка преждевременны и хроники объявленной смерти не будет. Спад есть только в кастомизации, и притом исключительно относительный. Не удивлюсь, если здесь рост составит 40-60%. Конечно, мало против прежних 200%, но это рост и притом существенный! Скажем спасибо пионеру и прародителю рынка! Мы непременно еще встретимся.
В контексте разговора хотелось бы сказать об информационной политике участников рынка.
Нежелание контент-провайдеров из первой десятки публиковать хотя бы цифры своего оборота удивляет: если цифра растет – отлично!, расскажи. И тебе хорошо и рынку – растет привлекательность. Плохо тебе – тоже скажи, проанализируй, укажи выходы. Но параллельно поведай о хорошем – общем росте, подъеме направлений. Надо обязательно перекрывать негатив. Шаг назад, два шага вперед!
Но не кричи в припадке мазохизма. Ведь что произошло с восприятием рынка. Снизился рост персонализации. Кастом-провайдеры стали кричать о спаде всего рынка, как будто бы на мелодиях свет клином сошелся. Были слова о походах на заработки в Китай, Мексику, Бразилию, говорили о инновационных технологиях, wap-сайтах, но все о частностях. Хоть кто-нибудь бы доложил об успехах своих в контексте рынка и сегментов. В итоге прессу убедили в том, что весь, абсолютно весь рынок умирает. Пресса разбередила страдающих в ломке от недозагрузки потребителей и осадила потенциальных бизнес-партнеров. Результат: весь рынок уже год обзывают стагнацией, а общество воспринимает контент как мыльный пузырь, торговлю воздухом и лохотрон. Такой цитируемости термина «стагнация» применительно к целому рынку, новорожденному заметьте!, наверное еще не знала история. Вспомните историю с началом рынка компьютерных игр и масссовыми проблемами с их загрузкой и сбоями во время игры. Тогда истерики по поводу никчемности игр не было и в помине. Homo ludens и все тут! Хочешь играть, потрудись научиться загружать и следить за выходом патчей. Отлично, с удовольстивием!, - рапортовали юзеры. Очень многие стали продвинутыми пользователя ПК, а то и профессию себе нашли, с удовольствием разбираясь в лабиринтах технических проблем. Сдается, контент-провайдеры переборщили с самокритикой, став той унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла. Приведу характерную цитату одного из участников рынка: «однако в настоящий момент на рынке мобильного контента наблюдается стагнация: если в 2004 г. его рост составил более 200%, то в 2005 г. всего 60%.».
Вот поучительный пример неосторожного дисбаланса в акцентах и эффективного антипиара отрасли самими участниками!
Оцените действия Вашей компании в первом полугодии - успешные, без особого успеха. Что привело к успеху или помешало добиться запланированных результатов?
"Имеющий преимущество, обязан атаковать под угрозой потери преимущества", говаривал Ласкер, играя в шахматы. Мы сверхактивны на нашем поле – медиаконтенте, который быстро растет. Здесь мы идем как экстенсивно, так и интенсивно. Развиваем работу в регионах, взаимодействуем с зарубежными партнерами, наращиваем проектную базу. Идем по пути комплексности в предоставлении наших услуг: все виды транспорта, не только сервисы, но и технологии. Главная задача – стандартизировать работу с партнером по любому проекту – нашему, не нашему, как технологически, так и управленчески, сократить издержки, время внедрения.
Огромные усилия направлены на развитие наших агрегационных, или проще сказать, дистрибуторских возможностей: охват, доступ, номерная база, и т.д. Это все работа во многом на будущее. Звучит нескромно, но все, что мы запустили в производство, все проекты оказались успешными. Одни сверх-, другие менее, но все!
Каковы Ваши прогнозы на развите российского рынка контента во втором полугодии 2006 года? Каких событий Вы ожидаете? какие факторы - благоприятные и неблагоприятные на нем действуют.
Рост рынка в целом и всех сегментов. Одних больше, других меньше, но всех.
Сектор медиаконтента займет не менее 25% российского рынка мобильного контента по итогам 2006 года.
Рост числа игроков как на федеральном, так и региональных уровнях.
Операторы захлебываются, вынужденные взаимодействовать с сотнями контент-провайдеров. Они вынуждены оптимизировать систему работы и неминуемо придут к схеме, традиционной для работы с каналами продаж на массовых рынках. А именно, к цепочке вендор – дистрибуторы – дилеры. Это позволит им перегруппировать ресурсы и сосредоточиться на решении более важных для рынка задач.
Ваши пожелания операторам сотовой связи - что им необходимо улучшить в их работе? Что изменить? Хорошо, если Вы отметите какие-то нововведения компаний-операторов, которые можно оценить позитивно!
Ввести дистрибуцию,
ввести поддержку WAP-Klick,
Регионалам перейти (кто не перешел) на единую платформу CPA,
Повысить пропускную способность сигнальных сетей для прохождения голосового трафика дополнительных услуг.
От редакции: Слова Андрея Поддерегина об "информационной политике" участников рынка прекрасно иллюстрируются тем, что из 10 ведущих компаний, которым CForum.ru предложил поразмышлять на волнующие многих темы, пока что лишь две (в которых лучшим, на наш взгляд, образом поставлена работа пресс-служб), согласились принять участие в нашем опросе и своевременно подготовили ответы. Другие или не смогли уложиться в предложенные (вполне достаточные) сроки, либо и вовсе предпочли хранить "гордое" молчание, оставляя почву для слухов и домыслов. Будем надеяться, что по мере формирования рынка ситуация на нем будет изменяться, и, прежде всего, изменится подход компаний к раскрытию информации.