CForum.ru продолжает беседы с руководителями и менеджерами крупнейших компаний-участниц рынка контента и VAS. Сегодня на наши вопросы отвечает Александр Хохлов, генеральный директор ЗАО "Авант Мобайл".
Как вы оцениваете развитие российского рынка контента в первом полугодии 2006 года?
Первые полгода 2006 года фактически поменяли картину рынка, многочисленные прогнозы специалистов, что произойдет стабилизация рынка себя не оправдали. Началась дележка пирога под названием VAS. На 10-ку лидеров по-прежнему приходится более 70% рынка VAS в России. Начало года ознаменовалось входом в число крупнейших контент-провайдеров 3-х новых компаний.

Во втором полугодии произошло еще большее усиление конкурентной борьбы. Сейчас рынок напоминает детскую игру в «царя горы» когда даже оказавшись на вершине холма, у лидеров не получается зафиксировать успех. Взлеты и падения - такова картина рынка 1 половины 2006 года.
График ниже доказывает значительное усиление конкурентной борьбе среди 10-ки крупнейших контент провайдеров.

Какие события на нем вы считаете наиболее значимыми для рынка?
Принятие нового закона «О рекламе» внесло существенные коррективы в работу крупнейших игроков. Есть уже первые данные, которые демонстрируют значительное снижение предложения рекламного времени на ТВ. Это значит, что издержки основных игроков возрастут, многие продукты и сервисы исчезнут с экранов телевизоров, так как не секрет, что рентабельность ТВ рекламы очень невысока и окупаемость наступает только при использовании эффекта масштаба – долгосрочные от года и более контракты с каналами, получение объемных скидок, миллионные инвестиции.
Как сократилась реклама на ТВ:

Данные за первые две недели июля 2006 года. Источник: TNS Gallup Media.
Оцените действия вашей компании в первом полугодии?
Первые полгода мы инвестировали в инфраструктуру, технологии, кадры и ждем, что это принесет свои плоды во втором полугодии. Мы верим в будущее рынка дополнительных услуг, и наша уверенность передается нашим акционерам, инвесторам, партнерам.
Каковы ваши прогнозы на развитие российского рынка контента во втором полугодии 2006 года?
Нет предпосылок к тому что рынок придет к равновесию, конкурентная борьба только усилится. Думаю, что когда будут обнародованы результаты июля, они многих удивят. Картина рынка к концу года будет совсем не похожа на ту, что мы наблюдали в начале или даже в середине года. Возможно, произойдут громкие слияния или поглощения. Борьба сейчас пойдет за каждый процент рынка.
Оцените российский рынок контента и VAS, какие факторы - благоприятные и неблагоприятные на нем действуют.
Конечно, благоприятным фактом являются положительная динамика в целом в Российской экономике, рост покупательной способности. Огромный рынок сбыта, который готов поглотить всё новые продукты и услуги.
Переход от количества к качеству. Рост потребительских ожиданий – клиент уже отказывается покупать «конфету» на вес и хочет покупать красиво «упакованный» товар.
Контент перестал быть товаром мгновенного спроса началось формирование лояльности клиента к конкретному контент провайдеру.
Неблагоприятным фактором является постоянный рост издержек при продаже контента, многие участники рынка жалуются, что после оплаты рекламы, операторам и правообладателям им ничего не остается на реинвестиции и рынок от этого буксует на месте.
Недостаточный уровень проникновения новых технологий. Цифры финансового отчета компании Вымпелком за 1 квартал 2006 года показывают, что из более чем 50 млн. абонентов Билайн, активными пользователями WAP/GPRS являются только 2,5 млн. абонентов или 5%!!! Есть над чем поработать, и нам, и операторам.
Так же негативными для рынка являются предсказания (псевдо-прогнозы) о стагнации, обвале и чуть ли не апокалипсисе рынка дополнительных услуг. Хотелось бы присоединиться к мнению многих моих коллег и ответить на подобные «экспертные» мнения, что вряд ли вы нашли бы много желающих инвестировать в безуспешное дело. Одна из последних нобелевских премий по экономике была вручена за так называемую «Экономику ожиданий» - это теория, которая доказывает что если у всех участников рынка положительные ожидания в отношении будущего рынка, этот рынок не может не расти. Мы верим в рынок и уверены, что не так много времени осталось до того как рынок перешагнет миллиардную отметку по своему объему, все необходимое для этого есть, а значит нужно смело и оптимистично смотреть в будущее.
Ваши пожелания операторам сотовой связи и правообладателям
Сейчас, когда рынок находится в стадии становления, контент провайдерам крайне важна поддержка операторов и правообладателей. Решения, принятые сейчас, могут оказать влияение на рынок дополнительных услуг связи на многие годы вперед.
Нехватка средств на реинвестиции сейчас основная проблема. Оставляя больше средств контент провайдеру, оператор и правообладатель развивают рынок. Полученные дополнительные доходы контент провайдер адресно инвестирует в рынок дополнительных услуг. Цепочка добавленной стоимости удлиняется, увеличивая объем рынка.