Меир Литманович (Meir Litmanovich), менеджер по продажам продуктов в страны СНГ Comverse
Наш пока еще скромный опыт внедрения мобильной рекламы, тем не менее, позволяет согласиться с Павлом Ройтбергом: подход opt-in обязателен к применению. Абонент, который платит за мобильную связь, получая рекламу, должен что-то еще иметь, ощутить, что и он что-то получает и, главное, согласиться на ее получение.
Момент номер два, это релевантность мобильной рекламы. Все мы знаем, что реклама воспринимается по разному, во многом оттого, насколько она для нас релевантна. Далеко ходить не нужно, кто пользуется Google, может видеть наверху ссылки, релевантные к теме поиска. Вероятность нажатия на такие ссылки выше, чем если бы там что-то случайным образом рекламировалось.
И наоборот, если в разгаре переговоров с бизнес-партнерами вам на телефон начнет идти какой-то спам, вы, вероятно, будете раздражены.
Еще один момент, связанный с релевантностью. Как справедливо отметил Павел Ройтберг, мобильный портал оператора - хорошая рекламная площадка для рекламы услуг оператора. Это очевидно, ведь кто, как не абоненты, заходит на портал оператора, соответственно для них реклама услуг оператора является релевантной.
Соответственно, основной вопрос мобильной рекламы - как "поймать" абонента в момент, когда он "близок" к предмету покупки, как сделать, чтобы человек был согласен, чтобы ему этот предмет рекламировали. И, конечно, пока еще не "дозрели" рекламодатели, как оператор может использовать мобильную рекламу для продвижения собственных услуг.
Мы видим замечательный пример использования мобильной рекламы в Турции одним из операторов. Когда абонент кому-то звонит, он вместо рингбектона слышит рекламу. Взамен он получает некий бонус - бесплатное использование некоторых услуг, скидки. Оператор легко может сделать usecase, насколько хорошо это работает, и к рекламодателю выходить уже с этими usecases.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
К рекламодателю мы напрямую не ходим, ходит рекламное агентство. Безусловно, мы все вместе обсуждаем имеющиеся возможности, из немало. Но идея рекламы в рингбектонах у нас не очень популярна.
Михаил Гетманов, генеральный директор Mobile Direct
Хотелось бы дополнить на тему релевантной рекламы. Релевантность очень важна, но как раз здесь мобильные медиа пока что заметно отстают от интернета. В интернете контент находится с помощью поисковых систем. Пользователь вводит поисковый запрос и ему предъявляется реклама, на основе анализа его запроса. К сожалению, в мобильном интернете... операторы хорошо знают, что обычно ищут пользователи. В большинстве случаев абоненты не ищут в мобильном интернете какие-то конкретные товары, соответственно трудно говорить о возможности продвижения товаров и услуг известных брендов на условиях релевантности.
Думаю, в начале должны появиться сервисы, которые бы стали популярны не только среди молодежи, не только в области мобильного контента и виртуального потребления, но сервисы, ориентированные на реальную жизнь человека, который со своим мобильным устройством находится где-то в городе. Думаю, что будущее за этим. Чем больше будет полезных сервисов, тем быстрее придет реклама в мобильные медиа.
Давид Вачадзе, генеральный директор группы компаний MMG/Brand Mobile
Мы тоже поэкспериментировали с контекстной рекламой на поисковиках. И всем понятно, что ищут сегодня потребители в мобильном интернете. Этот путь проходил и обычный интернет. И чем больше будет обычного, разумного контента, тем быстрее выровняется ситуация, тем легче будет продавать с помощью контекстной рекламы.
Второй вопрос - как выстроить инфраструктуру продажи контекста, поскольку это большая воронка, под которой должны появиться свои "бегуны" и "яндекс-директы"..., нужна инфраструктура, которая соберет объявления мелких игроков, готовых платить по $50 - $500 и заполнит канал.
Так мы приходим к тому, что на развитие мобильной рекламы мы можем смотреть в двух аспектах: то, что будет через 5 лет - как будет быстро, потоково и в больших объемах продаваться, и что делать сегодня, когда можно разве что придумать по 3 красивых кампании для лидеров той или иной индустрии. Но это явно не то, чем хотелось бы заниматься... Хотелось бы побыстрее перейти к потоку, к той рекламной машине, которую из себя потенциально представляют мобильные медиа, тогда это станет интересным.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
Поиск работает в мобильном варианте так же, как он работает в обычном интернете. Мы недавно запустили совместный проект с Яндексом, там есть контекстный search. Понятно, что сейчас абоненты ищут прежде всего то, что связано с мобильным контентом, но уже сегодня есть совсем иные запросы.
Понятно, что можно таргетировать, даже не на основе приватной базы, а на основе опроса абонентов, и таргетированная реклама может стоить дороже и быть эффективнее. Но далеко не всю из имеющейся у нас информации о пользователе можно будет использовать в контекстных проектах.
Мы могли бы, скажем, анализировать тексты SMS, чтобы таргетировать рекламу, но абонент явно этого не ожидает... и делать мы этого совершенно не собираемся, как бы этого не хотели рекламодатели, кроме случаев opt-in, когда абонент выдаст нам соответствующее прямое разрешение в обмен на какие-то бонусы с нашей стороны.
Меир Литманович (Meir Litmanovich), менеджер по продажам продуктов в страны СНГ Comverse
Технологически никаких проблем нет, наш продукт это уже делает, он способен "просматривать" поток SMS и, например, на слово "кофе" быть готовым выдать рекламу "Шоколадницы". Продукт способен помнить, что тот или иной пользователь за прошедшую неделю был несколько раз на спортивных сайтах и давать ему соответствующую тематику. Основной вопрос здесь - не технология, основной вопрос - насколько пользователь будет готов к такому достаточно серьезному вторжению в его жизнь. А также насколько оператор готов рисковать доверием пользователей, предоставляя рекламодателям возможности подобного таргетинга.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
Оператор совсем не готов рисковать доверием пользователя, заявляю сразу! Поэтому некоторые вещи мы не будет делать в любом случае.
То, что связано с географическим местонахождением абонента, это немного иное. Если, например, мы видим, что абонент сейчас где-то в роуминге, то послать ему какую-то информацию, связанную с той страной, где он сейчас находится, особых проблем мы не видим. Другой пример - интеграция LBS с какими-то рекламными возможностями. Это, наверное, мы делать можем и это, наверное, мы делать будем.
Олег Вольпин, директор по развитию бизнеса Amdocs
Понятно, что никто не хочет рисковать доверием пользователя и это 100% правильно. С другой стороны, есть примеры Западной Европы. Есть очень много сайтов для пользователей мобильных телефонов. Пользователи заходят на эти сайты, осуществляют какие-то операции, им за это что-то предоставляют. Таких пользователей немало, эта аудитория интересна рекламодателям и она не столь мала, чтобы говорить о том, что это не интересно операторам. Нужно найти золотую середину между тем, что "нельзя" и достаточностью информации.
Что приведет к развитию мобильной рекламы? Если мы посмотрим на существующие примеры... появление крупных независимых WAP-порталов.
Предыдущий фрагмент Следующий фрагмент