Ольга Рябова, зам.директора дирекции развития РИА "Новости"
Мы правообладатели и производители контента. И в этом качестве развиваем свои собственные WAP-сервисы. Как уже отмечалось сегодня другими участниками дискуссии, похоже, что основные доходы от мобильной аудитории будут и далее сосредоточены в руках оператора мобильной связи.
Сейчас мы находимся в начале сложного пути, начинаем работать и с операторами и с контент-провайдерами, агрегаторами, но возникают проблемы. Рекламодатель не слишком охотно идет на наши WAP-сайты. Прежде всего, это обусловлено тем, что достаточно низкая посещаемость. Для того, чтобы наращивать посещаемость, нам необходимо продвигать собственные сервисы. Для того, чтобы продвигать собственные сервисы, нам необходимо вкладывать средства. Чтобы вкладывать средства, нам нужно представлять, когда они вернутся.
Соответственно, вопрос к операторам - готовы ли они делиться доходами от WAP-трафика?
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
WAP-трафиком мы уже делимся. Или нужно еще доплатить?
Понятно, что сегодня самые популярные WAP-порталы - это порталы операторов мобильной связи. И понятно, что со своих ресурсов операторы планируют получать большую часть денег. Мы будем делиться с партнерами-агентствами, с техническими партнерами, но большая часть доходов от операторских порталов, будет оставаться у операторов.
Если же речь о WAP-сайте (сайтах) никак не связанных с операторами, где оператор лишь предоставляет своим абонентам транспорт. В этом случае, оператор никакого отношения не имеет к отношениям владельцев такого сайта с его рекламодателями. Другая игра - разделение доходов от трафика. Выделение части доходов от трафика владельцу независимого WAP-сайта, это стимул для него развивать этот сайт. Если это сайт, каким-либо образом афиллированный с порталом МТС, например, линк на этот сайт идет с нашего портала, то в этом случае мы предполагаем, что реклама "наша" и можно будет говорить о каком-то разделении с владельцем сайта. Все это будет, но пока не до всего еще "дошли руки", здесь пока не настолько много денег, чтобы выстраивать модель операционную и техническую, а затем сидеть и ждать счастья. Пока у нас и свои каналы еще не все заполнены. Но в дальнейшем, все это будет.
Ольга Рябова, зам.директора дирекции развития РИА "Новости"
Мы уверены, что развитие будет, и, соответственно, будем вкладываться в развитие. Но, на наш взгляд, какие-то доходы появятся не ранее 2010 года, такие доходы, которые позволят говорить о рынке мобильной рекламы.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
"Темный" вопрос... понятно, что в 2008 году погоды эти доходы никому не сделают, но в 2009 году... посмотрим.
Михаил Гетманов, генеральный директор Mobile Direct
Хотелось бы высказать мнение, какие площадки будут приносить максимальный доход от мобильной рекламы. И, честно говоря, есть большие сомнения, что это будут именно порталы операторов. Уже сейчас существует несколько независимых WAP-сайтов, которые обладают посещаемостью выше, чем порталы российских операторов мобильной связи. Взять хотя бы mail.ru , растет популярность мобильного ЖЖ. Есть большое количество любительских сайтов, которые, так или иначе, теми или иными (черными или серыми) путями добились высокой посещаемости, впрочем, тогда уже нужно говорить о несколько ином рынке.
Говоря сейчас о мобильной рекламе, о деньгах в этой области, можно говорить о двух рынках. Это рынок, собственно, рекламы, и рынок трафика. Рынок рекламы - это имиджевая реклама для брендов и их товаров, рынок трафика - это для контент-провайдеров и независимых сайтов, которые хотят "раскрутиться". Сейчас все это очень перемешано. Взять, например, тот же портал Nokia, партнером которого в России в области продаж рекламы мы являемся - если год назад Nokia не очень охотно шла на размещение на своем сайте рекламы контент-провайдеров, то сейчас ситуация иная. Увидив, что контент-провайдеры охотно несут деньги за возможность размещения на портале, компания смягчила свою позицию и сейчас на портале представлена реклама, как брендов, так и контент-провайдеров. Думаю, что через какое-то время, произойдет разделение этих двух рынков. Есть покупатели дешевого трафика, которых не интересует, откуда он пришел и есть имиджевая реклама, которая должна размещаться на "культурных" площадках, эти рынки также, вероятно, разделятся. Сейчас мы видим, что существуют сети в мобильном интернете, где есть дешевый трафик, но никто не знает откуда он приходит, и есть известные порталы, как ЖЖ, сайты операторов, сайт Nokia, куда рекламодатели идут за имиджевой рекламой. Но в целом пока что все перемешано и вопрос времени, когда мы придем к разделению рынка трафика и рынка имиджевой рекламы.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
Есть несколько нюансов. Лишь немного уважаемых WAP-порталов способны конкурировать по посещаемости с WAP-порталами операторов. И не удивительно, что и с ЖЖ, и с mail.ru у МТС есть партнерские взаимоотношения, ко-брендинг, у нас стоят ссылки на них. Другая категория порталов, которые способны конкурировать по посещаемости, это пиратские порталы, но здесь все просто - мы, как оператор, не даем им способов монетизации их посещаемости. Если им начнут давать способы монетизации рекламодатели, по-идее, правообладатели смогут обратиться с исками против таких рекламодателей, это будет логично. Да и рекламодателям стоит задуматься - если на этом портале посетители изначально ищут халяву, а не возможность приобретения продукта или услуги, стоимость такого "контакта" заведомо ниже, чем на операторском портале или другом легальном портале. Очевидно, что у них разная "абонентская база". С этим, кстати, связаны известные проблемы бизнес-моделей, опирающихся на "халяву", когда абоненту платят за что-то, что он смотрит. Ценность такого клиента ниже, чем ценность клиента, который без дополнительного стимулирования чем-то заинтересован.
Николай Чураев, директор по маркетингу "Скай Линк"
Не согласен с этой позицией. Кто-то пользовался iPhone? Есть масса приложений, например, RSS-новости. Пока грузятся новости спорта, мне показывается реклама пива - 3 секунды, во весь экран ("гарантированный контакт"). И этот трафик абонент не оплачивает. Высокая или низкая ценность у этого контакта? Высокая! Между тем, я, как пользователь, не оплачивают стоимость трафика по загрузке рекламного ролика, как не оплачиваю трафик полезной информации (новостей спорта), которую я получаю в рамках использования данного рекламно-информационного приложения.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
Я бы предпочел использовать приложение без рекламы, пусть и оплачивая трафик получения информации. Мне жаль времени больше, чем денег.
Николай Чураев, директор по маркетингу "Скай Линк"
Возражение касалось ценности контакта. В моем примере контакт полноценный, но пользователь привлечен "халявой". Не думаю, что это снизило ценность абонентской базы пользователей такого приложения.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
Предположим, есть два приложения - одно, где кликнув получаем то, что хотели, но заплатив, и другое, где после клика что-то рекламное показывают и затем дают ту же информацию, что в первом случае, но бесплатно. Хотите ли вы сказать, что профайлы пользователей будут одинаковыми, что будет одинаковой их ценность для рекламодателей?
Николай Чураев, директор по маркетингу "Скай Линк"
Совершенно одинаковой.
Павел Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг бизнес-единица "МТС Россия"
Не согласен.
.
Предыдущий фрагмент Следующий фрагмент